Статья

Зачем фотографу выставки?

Как и зачем фотографу участвовать в выставках?
Есть несколько причин для участия в выставках. Большинство фотографов идут по пути оказания услуг, — расскажу сначала про него. Благодаря выставкам вы банально повышаете ценность себя как специалиста в глазах заказчика. То есть перед ним не очередной среднестатистический фотограф. Этим обосновывают цены выше среднего, повышают узнаваемость, расширяют аудиторию, к тому же выставка может стать инфоповодом для соцсетей и СМИ. Это в случае, если вы не собираетесь глубоко погружаться в контекст искусства. Можно даже самостоятельно провести себе выставку, например, раз в год и собирать там всех своих друзей, коллег и подписчиков. Живые мероприятия становятся еще более ценными в современном диджитализированном мире. Все, что я описал до этого — это по факту инструмент для личного бренда и PR.

Но это не основной вариант, при котором авторы занимаются выставками. Есть путь, который кардинально отличается, одно из самых видимых отличий — фотограф продает не услугу, а уже отпечатки фотографий, сделанных когда-то давно. Это работает так же, как с картинами: покупатель хочет украсить интерьер чем-то уникальным, а не постером из магазина.

Что такое арт-фотография

Онлайн-платформы, позволяющие ознакомиться с арт-фотографией из любой точки мира:

  • Saatchi Art
  • Fotodepartament Gallery
  • ArtMajeur
  • Cube.Moscow
  • Singulart
  • Riseart
  • Artfinder
У такого типа фотографии множество названий, я использую «арт-фотография», хотя есть множество примеров, когда фотографы называют так креативные рекламные работы. Купить такую фотографию можно напрямую у автора, через галерею или онлайн-платформу. Так как мне неизвестно, из какого города мой дорогой читатель, то приведу в пример онлайн-платформы — их можно посмотреть из любого конца света. Может быть, вам это поможет понять, что именно это вы и хотите снимать и тогда будет понятно.

У платформ, которые продают предметы искусства, разная ценовая политика, они из разных стран и работы там тоже отличаются. На одной платформе цены до 30 000 рублей, а на другой начинаются от 1 000$. Изучив работы на этих сайтах, можно, получить первичное представление об арт-фотографии, но важно помнить, что это первый шаг, так как современное искусство по природе своей концептуальное, а в онлайне в основном представлены поверхностные эксперименты с визуальной стороной. Если захотите погрузиться глубже — изучите работы, представленные на ярмарках, в музеях, крупных галереях и на биеннале искусства. Там уже работают кураторы с большой насмотренностью, их цель выбрать лучшее из лучшего, а не собрать как можно больше авторов.

Как участвовать в выставках?

У выставок всегда есть организатор и куратор, и вам нужно сделать так, чтобы эти люди вас пригласили поучаствовать. Сразу оговорюсь, что вы сами можете быть организатором своей выставки, и тогда пытаться до кого-то достучаться не надо. В таком случае перед вами стоит куда более серьезная задача, процесс создания выставки с нуля это тема для целой книги.

Поэтому не буду вдаваться в подробности и рассмотрим более простые варианты. Организатор уже знает о вашем существовании через другие выставки или интернет и сам предлагает вам поучаствовать — тогда у вас нет никаких проблем, зачем вы вообще читаете эту главу? И последняя опция, которая дает голос всем, называется open-call, на русский можно перевести как открытый клич, но перевод не употребляется, обычно используют транслитерацию «опен-колл».

Опен-колл

Что получает автор от участия в выставке:
  • аудитория;
  • статус;
  • инфоповод;
  • контент для соцсетей;
  • похвала;
  • контакт с потенциальным покупателями;
  • возможность повлиять на карьеру.
Организатор заявляет о том, что собирается провести выставку и ищет новых авторов, разными способами рассказывает о проведении опен-колла и ждет заявки. По итогу выбирают несколько наиболее подходящих проектов, которые и будут представлены публике. Результатом опен-колла также может быть участие в кинофестивале; публикация в журнале, книге или онлайн-медиа; грант на воплощение вашей идеи и многое другое.

Также есть вероятность, что организатор оплатит ваш перелет и проживание в месте проведения выставки, организует публикации в СМИ, а также напечатает каталог или книгу. Все это могут позволить себе крупные организации с бюджетом или получатели грантов, лично мне достались только экземпляры нескольких книг, но нескольких моих знакомых привезли на выставку в Берлин, даже с визами помогали.

От автора в свою очередь ждут непосредственно само произведение, в случае фотографии это супер просто, организовать пересылку картины намного сложнее. Также нужно потратить время на заполнение заявки и иногда есть организационный взнос, в среднем 20-30 долларов, он может взиматься с каждой заявки, а может только с тех, кто прошел отборочный этап.
Подпишись на рассылку
Чтобы первым узнавать о новых статьях

Галерея тщеславия

Однажды по результатам опен-колла мне подтвердили заявку в Лондоне. Четыре фотографии готовы были показать на групповой выставке, но нужно было оплатить организационный взнос. У них даже была страница с информацией, на что пойдут деньги: там было много всего, что я уже перечислял, но еще гарантировали публикации в СМИ, для некоторых авторов даже интервью.

Размер организационного взноса, без учета комиссии платежной системы — 1 200 евро.
Остерегайтесь таких мест — они зарабатывают на авторах и поэтому пытаются продать им свою важность. Мотивация честных организаторов выставок может быть разная: они могут вообще не думать о деньгах или получить грант на проведение, а могут рассматривать выставку как рекламу пространства или если это полноценная коммерческая галерея, то могут искать новых резидентов.

Это сложно назвать мошенничеством, но реальной пользы от участия в такой выставке будет мало, организаторы берут всех подряд, максимально набивают пространство, а те, кто разбираются в менеджменте искусства, при первой попытке проверить информацию сразу поймут, что это так называемые «галереи тщеславия».

Как податься на опен-колл

Тут может быть три сложности: найти опен-колл, понять, стоит ли подаваться, и правильно заполнить заявку.

Найти опен-колл можно везде, хоть вводите это слово в поисковике. Соцсети, почтовые рассылки и агрегаторы — вариантов уйма. В последнее время в России распространились телеграм-каналы с опен-коллами, например «Возможности в искусстве», «Где выставка?», «Open call Россия» и даже я в своем канале «Фотоувеличение» иногда рассказываю, куда конкретно я отправляю заявки.

Будет классно, если вы сделаете работу специально под выставку, но это совсем не обязательно. К тому же будет обидно, если вас не возьмут, а пристроить фотографию будет некуда. Обычно авторы делают работу под выставку, когда заранее известно, что они будут участвовать — по приглашению вне опен-колла либо если тема очень интересна. Есть перечень тем, с которыми автор работает и имеет смысл искать опен-коллы специально под вас, а не откликаться на все подряд.

Много примеров, когда не стоит подавать заявку на выставку, но большинство из них не поймешь, не попробовав. Из наиболее очевидного: в договоре могут быть прописаны странные условия, например, вам нужно будет передать произведение организации, и за это вы ничего не получите, да еще и организационный взнос нужно заплатить. В других случаях вы ничего не теряете, кроме времени.

Заполнение заявки может включать следующие элементы:
Загрузка работы, которую вы хотите представить.
Project Statement: емкое и понятное объяснение замысла работы.
Artist Statement: описание творчества автора, его приемов и подхода.
Bio: биография автора, написанная в третьем лице, рассказывающая о том, что повлияло на творчество.
CV: резюме, состоящее из списка выставок, наград и публикаций без пояснений.
Иногда могут требоваться дополнительные документы, такие, как требования к пространству, пожелания по развеске, смета и многое другое. Это помогает отсеивать лишних кандидатов, поскольку не все будут подаваться, а те, кто сделал серьезные ошибки, также могут быть исключены, что облегчает работу комиссии.

Как побеждать в опен-коллах

Есть две стратегии: подавать как можно больше заявок и подавать целевые заявки. Первое увеличивает шансы, а второе повышает конверсию. Целевые заявки означают, что проект визуально и концептуально подходит организации и теме, а текст показывает, что вы читали описание опен-колла и не игнорируете требования.

Важно понимать, что даже от хорошей выставки, если она одна, сложно чего-то ожидать, особенно если о ней никто не узнает. Нужна стратегия, время и постоянство, а выставки — это только один из множества инструментов. И это намного проще, чем кажется, особенно если ваши работы не вписываются в категорию «очень красиво».
Ещё статьи: