Важно понимать, что часть рынка по-прежнему скрыта — через галереи, аукционы и ярмарки проходят произведения из среднего и высокого ценового диапазона, а вот доступный сегмент завязан на покупке работ напрямую у художника, без посредников. По данным
исследования Агентства креативных индустрий, теневой сектор составляет от 24% до 33%. Это отражается не только на том, сколько налогов уходит в казну — неизвестен объем рынка. А без такой базовой информации сложно прогнозировать и строить бизнес «по-взрослому». Можно вложить несколько миллиардов в технологический сервис мечты, заточенный на креативный сектор, а он не отобьется, потому что годовой оборот всего рынка будет примерно того же размера.
Галереи зарабатывают на проценте с продаж, поэтому им невыгодно торговать дешевым искусством. У них есть двадцать-тридцать постоянных резидентов — с бóльшим количеством уже сложно функционировать. Каждому нужно организовать выставку и как-то подстегнуть продажи, а на продвижение новых имен нужны дополнительные усилия. Количество реализованных работ в целом не такое большое, это не фастфуд, здесь масштаб играет против галеристов.
И в данном случае маркетплейсы решают несколько проблем одновременно: дают площадку молодым авторам, делают рынок более прозрачным, а покупателю предоставляют широкий выбор — вживую такое количество работ одновременно можно увидеть только на крупных ярмарках вроде Cosmoscow или 1703.