Статья

Бангкокская биеннале современного искусства

Обзор площадок
Bangkok Art Biennale, международная выставка современного искусства, проводимая раз в два года, проходит уже в четвёртый раз. В этом сезоне проект собрал под своей эгидой более 70 художников и 11 площадок по всему городу. Темой BAB стало Nurture Gaia ("Воспитание Гайи") — отсылка к древнегреческой богине земли, жизни и творения, что определило ключевые акценты экспозиции: мифология, экология и материальность, ну и в каком-то роде женственность. Всё же Гайя — богиня, а не бог.

Формат биеннале оказался гибким: работы были представлены в музеях, галереях, храмах и даже торговых центрах. Такое разнообразие влияло не только на восприятие самих произведений, но и на то, как они взаимодействовали с городским пространством. Однако не все площадки одинаково успешно раскрывали заявленные темы. В этом обзоре — попытка разобраться, какие из них оказались наиболее выразительными.
Площадки Bangkok Art Biennale

Национальный музей

Одной из самых концептуально выстроенных площадок стал Национальный музей. Основной принцип его экспозиции — стирание границ между артефактами прошлого и современным искусством. Работы современных художников были намеренно перемешаны с археологическими находками, усложняя различие между подлинными историческими объектами и спроектированными мистификациями.

Примером такого подхода стали "документальные фотографии" неопознанных летающих объектов, фальшивые ракушки из керамики, и различные псевдо-артефакты. Большинство объектов были размером с сувенир и могло легко стать мишенью клептомана. Среди всего этого можно было найти работы мастодонтов: графику Йозефа Бойса и небольшие объекты Луиз Буржуа, интегрированные в экспозицию так, что их присутствие не доминирует, а становится частью общей игры с восприятием зрителя.

Национальная галерея

Экспозиция в Национальной галерее для меня оказалась неоднозначной. В определённый момент она неожиданно прерывалась коллекцией модернистского искусства, создавая ощущение разрыва. В отличие от Национального музея, здесь не было игры с восприятием — биеннале поставили на паузу и провели нас в зал с картинами 20-го века.

Тематика большинства представленных работ вращалась вокруг идентичности и ремесленных практик. Интуитивно напрашивается деколониальный дискурс, но в явном виде объект критики здесь я не заметил. Скорее можно говорить о попытке предложить менее европоцентричную перспективу, хотя, учитывая формат биеннале — она вся сама по себе такой подразумевается, не только несколько залов.

Центр королевы Сикирит

Экспозиция в Центре королевы Сикирит (QSNCC) была посвящена воздуху и полёту. Работы здесь объединялись не столько формально, сколько на уровне метафорики и визуальных решений. Одной из самых запоминающихся стала видеоработа гигантского формата, в которой художник поднялся на воздушном шаре и прошёлся по облакам, постепенно спускаясь обратно на землю. Ещё одна работа представляла собой птицу-аниматроника, чьи едва заметные движения создавали ощущение жизни.

Также среди сюжетов, порой не сразу уловимых можно было заметить военные и пассажирские самолеты, виды на землю с высоты птичьего полета, псевдодокументальный фильм про космическую экспедицию и путешествия богов Майя по разным планетам. В целом, экспозиция центра была небольшой, но масштабной, разнообразной, но цельной.

Музей Сиама

В отличие от предыдущих площадок, Музей Сиама произвёл скорее разочаровывающее впечатление. Экспозиция здесь была минималистична, её составляли несколько объектов: зал с бамбуковыми конструкциями, возможно, издававшими звуки; старинные настольные часы; фотографии людей в лодках; переноски для птиц. Неясность концепции и недостаток визуального взаимодействия делали восприятие выставки фрагментарным. Чтение сопроводительных текстов могло бы дать больше контекста, но на уровне визуального опыта экспозиция оказалась слабейшей среди просмотренных.

Bangkok One

Одной из неожиданных площадок биеннале стал торговый центр Bangkok One, где искусство существовало в среде коммерции и потребления. Общим знаменателем для работ здесь стала материальность: экспозиция включала дерево, глину, металл. Объект из дерева издавал звуки за счёт механизмов, пропускающих через него ток, подобные эксперименты с растениями были популярны в соцсетях несколько лет назад.

Также неподалеку был документальный фильм, посвящённый лесу, квир-коммуне в Германии и какому-то исследовательскому центру, хотя связь между этими темами для меня осталась неочевидной. В целом, площадка предлагала что-то опирающееся на ремесленное внимание к материалу, но не привязанное к прошлому, а смотрящее в будущее и интегрирующее науку и технический прогресс внутрь своей практики.

Паблик-арт

Все перечисленные пространства включали множество работ, но помимо них были площадки полностью ориентированные на паблик-арт. Их все мне посмотреть не удалось, но часть покажу и расскажу. Скульптура S-curve Аниша Капура, как и другие его работы впечатляет. Вокруг неё есть зона, в которой отражение становится слишком искаженным и чтобы люди туда не заходили (и не трогали грязными пальцами) скульптуру окружили водой, по которой спокойно можно пройти, но этот невидимый барьер работает.

А вот Тони Крэгг не удержал баланс, и впал в самоповторы. Художнику не обязательно создавать радикально новое, но важно, чтобы его идеи развивались. Его скульптура в Бангкоке не сильно отличалась от той, что можно найти в Баку. Еще я обратил внимание, что и в Баку, и в Бангкоке их зеркальные работы находятся неподалеку — очень надеюсь, что они как-то договорились и полировкой объектов занимается одна компания.

По всей биеннале очень много скульптур корейского художника Чой Чон-хва, они есть и на групповых площадках и отдельно как паблик-арт — в этом году он сконцентрировал внимание на надувных скульптурах, подобных воздушному танцору.
Бангкокская биеннале современного искусства для меня стала первой, к которой я проявил столько внимания и смог посмотреть множество площадок. Сравнивая с повседневными выставками это, конечно, событие. Не представляю сколько работы находится за кадром, хоть и очень интересно, но не хочется разрушать эффект чуда. Им удалось сделать большое событие целостным, но не жестким, а потому разносторонним. Единственный для меня вопрос: почему даже в Таиланде обращаются к древнегреческой мифологии?
Ещё статьи: