Для галерей же, которые торгуют предметами искусства, основной источник дохода — как раз продажи, поэтому для них хороший автор в первую очередь тот, кто понравится коллекционерам. Если вы ни разу не были в галерее такого типа, то обратите внимание на
Ovcharenko, её основали ещё в 1990 году, и это самая долгоиграющая история на рынке искусства в современной России, в которой начинали свою карьеру Олег Кулик и Сергей Братков.
Галереи зарабатывают на комиссионных с продажи предметов искусства, а не билетов на показы. (Именно поэтому во многие из них вход бесплатный, но бывают и исключения, например, чтобы попасть в
Галерею Люмьер нужно заранее записаться на экскурсию.) Чаще всего сумма составляет 50% от указанной цены, но может варьироваться в зависимости от репутации художника и галереи: например, чтобы заполучить известного автора, галеристы предлагают ему низкий процент комиссии, а начинающему художнику, наоборот, условия похуже, чтобы подстраховаться на случай низкого спроса.
Если работы продаются все реже, а в структуре доходов появляется все больше странных и не профильных статей, возможно, галерея испытывает финансовые трудности и скоро закроется. Но так бывает не всегда. Если проблемы у рынка в целом, когда низкие продажи — временная ситуация, галерея может активизировать деятельность в других направлениях. Важно следить за тем, чтобы они не мешали развитию авторов и не портили репутацию площадки. Есть и неочевидные источники дохода, которые используют независимо от кризисов: если покупатель ищет работу в другом ценовом сегменте, которой нет в галерее, её консультант может посоветовать автора с дружественной площадки и получить за это часть комиссионных.
В Москве около сотни коммерческих галерей, часть из них можно найти в Центре современного искусства
Винзавод или
Cube.Moscow. Каждая в среднем представляет около 20 художников, но трое из них приносят половину прибыли. Судя по прошлогоднему отчету Art Basel & UBS об арт-рынке в мире, 44% каналов продаж составляют покупки в самой галерее. Треть работ (29%) продали на ярмарках, 11% из которых локальные, 23% разошлись онлайн: через сайт и сторонние маркетплейсы, ещё 4% — категория «другое».