Статья

Откуда деньги, Кастелли?

На чем зарабатывают галереи?
Арт-рынок в современном виде существует не так давно, и его устройство для большинства людей является загадкой. Совсем недавно галеристы, художники и коллекционеры начали показывать, как всё устроено. Галерея выступает посредником между художником и покупателем и играет ключевую роль в процессе обмена искусства на деньги. О том, из чего состоят доходы таких площадок, рассказывает Валентин Фёдоров, арт-фотограф и автор телеграм-канала «Фотоувеличение».

Третьяковка вовсе не галерея

Одна из самых знаменитых галерей России — Третьяковская — на самом деле музей. Путаница в названиях произошла из-за архитектуры здания: галерея — помещение коридорного типа с окнами по одной из сторон, многие художественные музеи использовали эту форму залов и потому брали себе такое название. Аналогично, кстати, поступали и некоторые торговые площадки. А прежние названия сохранились, потому что заниматься переименованием, когда все уже давно привыкли к старому, сложно да и бессмысленно.
Когда арт-рынка ещё не было, картины не покупали, а заказывали напрямую у художников. Постепенно краски подешевели, искусство стало доступнее, и появилась потребность в площадках, где можно посмотреть на разные работы и выбрать то, что нравится. Это и есть галерея в современном значении, цель её существования — обслуживать рынок, а не экспонировать известные работы.
Одна из самых знаменитых галерей России — Третьяковская — на самом деле музей. Путаница в названиях произошла из-за архитектуры здания: галерея — помещение коридорного типа с окнами по одной из сторон, многие художественные музеи использовали эту форму залов и потому брали себе такое название. Аналогично, кстати, поступали и некоторые торговые площадки. А прежние названия сохранились, потому что заниматься переименованием, когда все уже давно привыкли к старому, сложно да и бессмысленно.
Когда арт-рынка ещё не было, картины не покупали, а заказывали напрямую у художников. Постепенно краски подешевели, искусство стало доступнее, и появилась потребность в площадках, где можно посмотреть на разные работы и выбрать то, что нравится. Это и есть галерея в современном значении, цель её существования — обслуживать рынок, а не экспонировать известные работы.

Широко известные в узких кругах

Для галерей же, которые торгуют предметами искусства, основной источник дохода — как раз продажи, поэтому для них хороший автор в первую очередь тот, кто понравится коллекционерам. Если вы ни разу не были в галерее такого типа, то обратите внимание на Ovcharenko, её основали ещё в 1990 году, и это самая долгоиграющая история на рынке искусства в современной России, в которой начинали свою карьеру Олег Кулик и Сергей Братков.
Галереи зарабатывают на комиссионных с продажи предметов искусства, а не билетов на показы. (Именно поэтому во многие из них вход бесплатный, но бывают и исключения, например, чтобы попасть в Галерею Люмьер нужно заранее записаться на экскурсию.) Чаще всего сумма составляет 50% от указанной цены, но может варьироваться в зависимости от репутации художника и галереи: например, чтобы заполучить известного автора, галеристы предлагают ему низкий процент комиссии, а начинающему художнику, наоборот, условия похуже, чтобы подстраховаться на случай низкого спроса.
Если работы продаются все реже, а в структуре доходов появляется все больше странных и не профильных статей, возможно, галерея испытывает финансовые трудности и скоро закроется. Но так бывает не всегда. Если проблемы у рынка в целом, когда низкие продажи — временная ситуация, галерея может активизировать деятельность в других направлениях. Важно следить за тем, чтобы они не мешали развитию авторов и не портили репутацию площадки. Есть и неочевидные источники дохода, которые используют независимо от кризисов: если покупатель ищет работу в другом ценовом сегменте, которой нет в галерее, её консультант может посоветовать автора с дружественной площадки и получить за это часть комиссионных.
В Москве около сотни коммерческих галерей, часть из них можно найти в Центре современного искусства Винзавод или Cube.Moscow. Каждая в среднем представляет около 20 художников, но трое из них приносят половину прибыли. Судя по прошлогоднему отчету Art Basel & UBS об арт-рынке в мире, 44% каналов продаж составляют покупки в самой галерее. Треть работ (29%) продали на ярмарках, 11% из которых локальные, 23% разошлись онлайн: через сайт и сторонние маркетплейсы, ещё 4% — категория «другое».
«Новые галереи» вынуждены балансировать между репутацией и стабильностью. Один источник дохода — это антоним устойчивости, но у многих получается расти в таких условиях. В этом даже можно найти плюсы: система отфильтровывает плохих управленцев — выживают только действительно понимающие рынок галеристы. Но даже в этом случае мировая нестабильность влияет на всех, и в ближайшие десятилетия структура источников прибыли будет меняться.